Нередко внешние факторы и (или) неграмотные управленческие решения могут привести предприятие к состоянию, описываемому в нормативных правовых актах как экономическая несостоятельность, а в случае, если экономическая несостоятельность приобрела устойчивый характер – банкротство.
Процедура банкротства является обязательной для предприятий, которые не могут рассчитаться по обязательствам за счет имеющегося имущества: Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З
«Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) прямо указывает на обязанность предприятия обратиться в экономический суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве) в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств предприятия в полном объеме перед другими кредиторами (т.е. тогда, когда коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент обеспеченности обязательств активами перестают иметь нормативные значения, установленные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования»).
Собственники и руководители предприятий чаще пытаются всеми возможными способами избежать процедуру банкротства, ввиду сложившегося на основе мифов мнения, что процедура банкротства всегда сопряжена с уголовными делами и персональной ответственностью должностных лиц. Однако советуем все же не пренебрегать процедурой банкротства и не избегать ее, так как таким поведением финансовое состояние предприятия лишь усугубляется.
Объясняем, почему в процедуру банкротства нужно входить «вовремя»:
Процедурные моменты, соблюдение которых необходимо для того, чтобы экономический суд открыл в отношении предприятия процедуру экономической несостоятельности (банкротства), а также сама процедура экономической несостоятельности (банкротства), подробно описаны в Законе о банкротстве, остановимся на основных положениях, о которых необходимо знать предприятию, которое не может рассчитаться по своим долгам.
Для того, чтобы обратиться в суд с заявлением о признании предприятия экономическим несостоятельным (банкротом), предприятие должно подготовить заявление, содержащее следующую информацию:
К заявлению прикладываются документы, которые прилагаются к исковому заявлению в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, а также дополнительно:
Кроме того, лицо, подавшее в экономический суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить в экономический суд не менее трех кандидатур управляющего, который будет руководить предприятием на протяжении всей процедуры банкротства.
В случае, если предприятием будет в соответствии с Законом о банкротстве соблюдены все требования к форме и содержанию заявления, в отношении него Экономическим судом будет рассматриваться вопрос об открытии процедуры экономической несостоятельности (банкротстве).
Обращаем Ваше внимание, что заявление о признании предприятия экономическим несостоятельным (банкротом) согласно Закону о банкротстве может быть заявлено не только самим предприятием, но и иными лицами, перед которыми у предприятия имеется задолженность, в том числе:
Кредитор может обратиться в экономический суд с заявлением экономической несостоятельности (банкротстве) должника при соблюдении в совокупности следующих условий:
Ввиду того, что, как правило, кандидатуры управляющего в деле о банкротстве предлагаются заявителем и выбираются судом из предложенных заявителем (случаи, когда суд выбирает управляющего из кандидатур, предложенных кредитором, который не подавал в отношении должника заявление о банкротстве, хоть и имеют место быть, но все же редкость), то все же советуем не доводить предприятие до состояния, когда право на обращение в суд с заявлением об экономической несостоятельности предприятия будет представлено кредитору ( в том числе государственному органу).
В настоящее время в Республике Беларусь процедура банкротства может быть как полной (с введением в отношении предприятия защитного периода, в рамках которого временный управляющий должен подтвердить наличие оснований для возбуждения дела о банкротстве), так и упрощенной (в ситуации, если процедура банкротства была возбуждена после осуществления ликвидации предприятия в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь).
Для того, чтобы определить какая именно процедура будет наиболее оптимальна для решения задач, связанных с погашением кредиторской задолженности предприятия, советуем предварительно провести встречу с ликвидатором и антикризисным управляющим, в рамках которой профессионалы своего дела смогут посоветовать эффективные способы урегулирования проблем с кредиторами.
Ввиду того, что упрощенная процедура банкротства является наиболее востребованной, остановимся на основных её этапах.
В случае, если заявление об экономической несостоятельности предприятия будет обоснованным, экономический суд вынесет определение об открытии конкурсного производства, с которого начнется процедура банкротства а к антикризисному управляющему переходят все полномочия по управлению предприятием.
Первоначальная задача антикризисного управляющего выяснить, что привело предприятие к состоянию банкротства, т.е определить размер кредиторских требований к предприятию, состав активов (имущества, дебиторской задолженности и т.п.), провести их оценку и, как правило, определить их недостаточность, а главное – сделать вывод о причинах, по которым в отношении предприятия открыта процедура банкротства, в том числе ответить суду на вопрос, является ли банкротство преднамеренным или ложным.
На основе анализа деятельности предприятия по вопросам, указанным выше, антикризисный управляющий составляет отчет и должен предложить собранию кредиторов и экономическому суду план санации (если в результате осуществления предприятием деятельности еще возможно рассчитаться по всем требованиям и восстановить платежеспособность должника) или ликвидации (в ситуации, если экономическое состояние предприятия свидетельствует о невозможности в полном объеме погасить кредиторскую задолженность). Как правило, эта стадия банкротства длиться на протяжении 3-4 месяцев.
После того, как антикризисный управляющий составил соответствующий отчет и план, который в последующем был утвержден собранием кредиторов, экономический суд открывает в отношении предприятия стадию санации или стадию ликвидационного производства. Как правило, предприятия чаще всего вынуждены пройти процедуру ликвидационного производства, которая, как правило, длится от 3 до 18 месяцев (в зависимости от количества активов, которые необходимо реализовать в ходе процедуры).
Деятельность антикризисного управляющего в ликвидационном производстве будет заключаться в реализации имущества в соответствии с требованиями, установленными Законом о банкротстве, взыскании дебиторской задолженности (или ее реализации) и в погашении кредиторских требований в установленных Законом порядке и очередности. Как только у предприятия закончатся активы, за счет которых возможно рассчитаться с кредиторами, управляющий должен предоставить суду отчет по итогам процедуры банкротства.
О завершении процедуры банкротства экономическим судом выносится определение по итогам рассмотрения отчета управляющего о результатах проведения процедуры банкротства. На основании определения суда в Единый государственный реестр юридических лиц Республики Беларусь вносится запись о ликвидации предприятия. С этого момента процедура банкротства считается завершённой, а кредиторская задолженность предприятия – погашенной.
Закрыть ООО тяжелее, чет открыть ООО. Закрытие ООО может растянуться от трёх месяцев до двенадцати и даже более, если речь идёт о ликвидации с банкротством. Теперь срок для ликвидации ограничен двенадцати месяцами. Однако законодательство не содержит чётких последствий нарушения данного срока. Во всяком случае, административная ответственность в данном… Читать далее...
Белорусское законодательство предоставляет индивидуальному предпринимателю право по собственному усмотрению прекратить свою деятельность. В Республике Беларусь процедура прекращения деятельности ИП регламентируется правилами, предусмотренным Декретом №1 Президента РБ от 16 января 2009 г. Читать далее...
Как бы ни хотелось быть оптимистом, наша жизнь не всегда полна радужных красок. Иногда выгоднее закрыть фирму, чем терпеть дальнейшие возрастающие в геометрической прогрессии убытки. Бывает и так, что интерес к деятельности пропадает в связи с другими причинами. Например, фирма может не получить лицензию, на которую рассчитывала или к учредителю может… Читать далее...