Выкупим Ваше ООО. Срочно. Тел.

СТОЛИЧНЫЙ ЦЕНТР ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

г. Минск, ул. Берута, 3Б

офис 606, БЦ "Пушкинский"

Звоните: пн-пт с 9:00 до 18:00

Есть вопрос?
Задавайте онлайн

СТОЛИЧНЫЙ ЦЕНТР ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Экономическая несостоятельность (банкротство) предприятия

Нередко внешние факторы и (или) неграмотные управленческие решения могут привести предприятие к состоянию, описываемому в нормативных правовых актах как экономическая несостоятельность, а в случае, если экономическая несостоятельность приобрела устойчивый характер – банкротство.

Процедура банкротства является обязательной для предприятий, которые не могут рассчитаться по обязательствам за счет имеющегося имущества: Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З
«Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) прямо указывает на обязанность предприятия обратиться в экономический суд с заявлением о своей экономической несостоятельности (банкротстве) в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств предприятия в полном объеме перед другими кредиторами (т.е. тогда, когда коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент обеспеченности обязательств активами перестают иметь нормативные значения, установленные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования»).

Собственники и руководители предприятий чаще пытаются всеми возможными способами избежать процедуру банкротства, ввиду сложившегося на основе мифов мнения, что процедура банкротства всегда сопряжена с уголовными делами и персональной ответственностью должностных лиц. Однако советуем все же не пренебрегать процедурой банкротства и не избегать ее, так как таким поведением финансовое состояние предприятия лишь усугубляется.

Объясняем, почему в процедуру банкротства нужно входить «вовремя»:

  • сроки исполнения всех обязательств предприятия с даты возбуждения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) считаются наступившими, т.е. в процедуре имеют возможность участвовать все кредиторы, даже если они таковыми на момент подачи заявления о признании предприятия экономически несостоятельным (банкротом) не являются;
  • проценты, неустойки (штрафы, пени) и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей прекращают начисляться, т.е. кредиторская задолженность фиксируется на дату возбуждения дела об экономической несостоятельности (банкротстве) и больше не увеличивается;
  • прекращаются все исполнительные производства, возбужденные в отношении предприятия (за некоторым исключением), и, соответственно,  снимаются ранее наложенные аресты на имущество и иные ограничения распоряжения имуществом, в том числе ограничения по распоряжению расчетными счетами;
  • все требования кредиторов могут быть предъявлены только антикризисному управляющему, который проверяет их законность и обоснованность, а значит кредиторская задолженность предприятия не увеличится за счет взыскания кредиторами судебных расходов (в том числе по оплате юридических услуг и государственной пошлины), связанных с рассмотрением дел о взыскании задолженности с предприятия (в случае, если такие требования являются бесспорными);
  • с момента завершения процедуры банкротства все долги предприятия считаются погашенными.

Процедурные моменты, соблюдение которых необходимо для того, чтобы экономический суд открыл в отношении предприятия процедуру экономической несостоятельности (банкротства), а также сама процедура экономической несостоятельности (банкротства), подробно описаны в Законе о банкротстве, остановимся на основных положениях, о которых необходимо знать предприятию, которое не может рассчитаться по своим долгам.

Для того, чтобы обратиться в суд с заявлением о признании предприятия экономическим несостоятельным (банкротом), предприятие должно подготовить заявление, содержащее следующую информацию:

  • наименование экономического суда, в который подается заявление;
  • полные реквизиты предприятия (в том числе банковские с указанием адреса банка, в котором открыты расчетные (текущие) счета предприятия);
  • размер кредиторской задолженности, не оспариваемой предприятием;
  • размер задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда их жизни или здоровью, а также по выплате выходных пособий, оплате труда работников предприятия и лиц, работающих в предприятии по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности;
  • сумму вознаграждений, причитающихся к выплате по авторским договорам;
  • размер задолженности по обязательным платежам (в государственный бюджет);
  • обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
  • сведения о принятых к производству общим и (или) экономическими судами исковых заявлениях к предприятию, а также об исполнительных документах;
  • сведения об имеющемся у предприятия имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;
  • сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
  • сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которым не наступил;
  • сведения о количестве работников должника;
  • сведения о сфере деятельности, к которой относится основной вид деятельности должника;
  • сведения о том, является ли предприятие градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и (или) международные заказы.

К заявлению прикладываются документы, которые прилагаются к исковому заявлению в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, а также дополнительно:

  • документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность удовлетворить их требования в полном объеме (как правило, помимо документов, свидетельствующих о наличии кредиторской задолженности, суд истребует документы, подтверждающие наличие или отсутствие на праве собственности имущества у предприятия, к примеру, справку из ГАИ о наличии или отсутствии на праве собственности транспортных средств, справку из Национального кадастрового агентства – о правах на недвижимое имущество, справку из Государственной инспекции по маломерным судам – о правах в отношении маломерных судов, справку из Республиканского центрального депозитария ценных бумаг – о правах в отношении ценных бумаг, и т.д.).
  • список кредиторов и должников с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей, указанием почтовых адресов и банковских реквизитов контрагентов;
  • бухгалтерские балансы за последние четыре квартала при ОСН, а при УСН – книга (книги) учета доходов и расходов за последние двенадцать календарных месяцев
  • решение о подаче в экономический суд заявления должника
  • документы, свидетельствующие о том, что руководитель, учредители (участники) предприятия, разработали меры по досудебному оздоровлению (а предприятие осуществило эти меры) или приняли решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления;
  • учредительные документы предприятия;
  • документы, подтверждающие направление копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле об экономической несостоятельности (банкротстве).

Кроме того, лицо, подавшее в экономический суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, обязано представить в экономический суд не менее трех кандидатур управляющего, который будет руководить предприятием на протяжении всей процедуры банкротства.

В случае, если предприятием будет в соответствии с Законом о банкротстве соблюдены все требования к форме и содержанию заявления, в отношении него Экономическим судом будет рассматриваться вопрос об открытии процедуры экономической несостоятельности (банкротстве).

Обращаем Ваше внимание, что заявление о признании предприятия экономическим несостоятельным (банкротом) согласно Закону о банкротстве может быть заявлено не только самим предприятием, но и иными лицами, перед которыми у предприятия имеется задолженность, в том числе:

  • кредиторами;
  • прокурором;
  • представителем работников должника;
  • налоговым органом;
  • таможенным органом;
  • органом ФСЗН Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
  • другими государственными органами.

Кредитор может обратиться в экономический суд с заявлением экономической несостоятельности (банкротстве) должника при соблюдении в совокупности следующих условий:

  • задолженность в размере 100 и более базовых величин, а если организация является градообразующей – 2500 и более базовых величин
  • наличие достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер
  • применение к должнику принудительного исполнения, которое не произведено в течение 3-х месяцев или выявление факта отсутствия средств и имущества для удовлетворения требования кредитора

Ввиду того, что, как правило, кандидатуры управляющего в деле о банкротстве предлагаются заявителем и выбираются судом из предложенных заявителем (случаи, когда суд выбирает управляющего из кандидатур, предложенных кредитором, который не подавал в отношении должника заявление о банкротстве, хоть и имеют место быть, но все же редкость), то все же советуем не доводить предприятие до состояния, когда право на обращение в суд с заявлением об экономической несостоятельности предприятия будет представлено кредитору ( в том числе государственному органу).

В настоящее время в Республике Беларусь процедура банкротства может быть как полной (с введением в отношении предприятия защитного периода, в рамках которого временный управляющий должен подтвердить наличие оснований для возбуждения дела о банкротстве), так и упрощенной (в ситуации, если процедура банкротства была возбуждена после осуществления ликвидации предприятия в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь).

Для того, чтобы определить какая именно процедура будет наиболее оптимальна для решения задач, связанных с погашением кредиторской задолженности предприятия, советуем предварительно провести встречу с ликвидатором и антикризисным управляющим, в рамках которой профессионалы своего дела смогут посоветовать эффективные способы урегулирования проблем с кредиторами.

Ввиду того, что упрощенная процедура банкротства является наиболее востребованной, остановимся на основных её этапах.

В случае, если заявление об экономической несостоятельности предприятия будет обоснованным, экономический суд вынесет определение об открытии конкурсного производства, с которого начнется процедура банкротства а к антикризисному управляющему переходят все полномочия по управлению предприятием.

Первоначальная задача антикризисного управляющего выяснить, что привело предприятие к состоянию банкротства, т.е определить размер кредиторских требований к предприятию, состав активов (имущества, дебиторской задолженности и т.п.), провести их оценку и, как правило, определить их недостаточность, а главное – сделать вывод о причинах, по которым в отношении предприятия открыта процедура банкротства, в том числе ответить суду на вопрос, является ли банкротство преднамеренным или ложным.

На основе анализа деятельности предприятия по вопросам, указанным выше, антикризисный управляющий составляет отчет и должен предложить собранию кредиторов и экономическому суду план санации (если в результате осуществления предприятием деятельности еще возможно рассчитаться по всем требованиям и восстановить платежеспособность должника) или ликвидации (в ситуации, если экономическое состояние предприятия свидетельствует о невозможности в полном объеме погасить кредиторскую задолженность). Как правило, эта стадия банкротства длиться на протяжении 3-4 месяцев.

После того, как антикризисный управляющий составил соответствующий отчет и план, который в последующем был утвержден собранием кредиторов, экономический суд открывает в отношении предприятия стадию санации или стадию ликвидационного производства. Как правило, предприятия чаще всего вынуждены пройти процедуру ликвидационного производства, которая, как правило, длится от 3 до 18 месяцев (в зависимости от количества активов, которые необходимо реализовать в ходе процедуры).

Деятельность антикризисного управляющего в ликвидационном производстве будет заключаться в реализации имущества в соответствии с требованиями, установленными Законом о банкротстве, взыскании дебиторской задолженности (или ее реализации) и в погашении кредиторских требований в установленных Законом порядке и очередности. Как только у предприятия закончатся активы, за счет которых возможно рассчитаться с кредиторами, управляющий должен предоставить суду отчет по итогам процедуры банкротства.

О завершении процедуры банкротства экономическим судом выносится определение по итогам рассмотрения отчета управляющего о результатах проведения процедуры банкротства. На основании определения суда в Единый государственный реестр юридических лиц Республики Беларусь вносится запись о ликвидации предприятия. С этого момента процедура банкротства считается завершённой, а кредиторская задолженность предприятия – погашенной.

Получите бесплатную юридическую консультацию по вопросам ликвидации!

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с условиями "Политики конфиденциальности"

г. Минск, ул. Берута, 3Б

офис 606, БЦ "Пушкинский"

Звоните: пн-пт с 9:00 до 18:00