Ликвидация ООО

Выкупим Ваше ООО. Срочно. Тел.

Logo.

СТОЛИЧНЫЙ ЦЕНТР ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

г. Минск, ул. Берута, 3Б

офис 606, БЦ "Пушкинский"

Звоните: пн-пт с 9:00 до 18:00

Есть вопрос?
Задавайте онлайн

Ликвидация ООО

Ликвидация: все, что нужно знать о том, как ликвидировать компанию в Беларуси

Ликвидация ООО в Минске.

К сожалению, на разных этапах развития бизнеса, возникают ситуации, после которых невозможно продолжать осуществлять финансово-хозяйственную деятельность ввиду ее нецелесообразности, вызванной отсутствием прибыли и невозможностью рассчитаться по долгам.

Законодательство Республики Беларусь в подобной ситуации обязывает собственников компании принять решение о ликвидации, а в последующем (в случае невозможности рассчитаться по обязательствам), возможно, и решение об обращении в Экономический суд с заявлением должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве). 

Проведение указанных процедур в сроки, установленные законодательством, является обязательным, поскольку иначе собственники рискуют быть привлеченными к субсидиарной ответственности по долгам учрежденной им компании.

В случае, если вы приняли решение о том, что компания не намерена продолжать осуществлять предпринимательскую деятельность ввиду ее нецелесообразности, а размер кредиторской задолженности еще не превалирует над количеством имеющегося у компании имущества и денежных средств (не забывайте, что размер кредиторской задолженности с каждым днем увеличивается за счет возможных к взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами, неустоек и пени по заключенным договорам, а также размер кредиторских требований увеличивается за счет государственных пошлин, оплачиваемых кредиторами при взыскании задолженности), мы советуем вам начать процедуру ликвидации компании.

Преимущества процедуры ликвидации:

  • размер кредиторской задолженности за счет штрафных санкций, как правило, не увеличивается (в процедуре ликвидации строгий порядок предъявления требований, обратиться в суд кредитор сможет только тогда, когда возникнет спор с ликвидатором о включении задолженности в реестр требований кредиторов компании)
  • не ведется исполнительное производство, и, соответственно, не могут быть наложены аресты на имущество и расчетные счета компании;
  • ликвидатор погасит все заявленные требования за счет имеющегося имущества, а оставшееся имущество передаст собственникам компании (если кто-то из кредиторов не успеет предъявить требования до момента исключения компании из ЕГР – его требования будут считаться погашенными). 

 

Остановимся подробнее на этапах ликвидации.

Шаг №1 – принять решение о том, что компания подлежит ликвидации.

Порядок принятия решения о ликвидации различен в зависимости от организационно-правовой формы компании. Особенности принятия таких решений в некоторых юридических лицах представлены в нижеприведенной таблице.

Решение о ликвидации унитарного предприятия должен принимать собственник его имущества (абз. 10 п. 6, ч. 1 п. 4 ст. 113 ГК), а если таким собственником выступает хозяйственное общество – общим собранием участников этого общества (абз. 6 ч. 1 ст. 35 Закона о хозобществах), в случае, если участник единственный – решение принимается непосредственно единственным участником общества, которое является собственником унитарного предприятия (ч. 10 ст. 45 Закона о хозобществах).

Решение о ликвидации хозяйственного общества (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО) принимает высший орган такого хозяйственного общества – единственный участник (ч. 10 ст. 45 Закона о хозобществах) или общее собрание участников/акционеров (абз. 7 ч. 1 ст. 34 Закона о хозобществах).

Решением о ликвидации обязательно нужно разрешить следующие вопросы (п. 1 ст. 58 ГК):

  • о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии), соответствующего требованиям законодательства (советуем обращаться к организациям, которые специализируются на процедуре ликвидации);
  • о распределении обязанностей между председателем и членами ликвидационной комиссии (при ее назначении);
  • о порядке и сроках ликвидации.

Обращаем ваше внимание, что срок ликвидации установлен законодательством – он не может превышать 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации, но может быть продлен максимум до 12 месяцев (ч. 3 п. 6 Положения о ликвидации).

Шаг №2 – передать полномочия на управление компанией ликвидатору и уведомить регистрирующий орган о ликвидации компании.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по ведению всех дел компании (п. 3 ст. 58 ГК). На практике отношения с ликвидатором (ликвидационной комиссией) оформляются гражданско-правовым договором.

После заключения указанного договора, в течении 10 рабочих дней (ч. 1 п. 1 ст. 59 ГК) ликвидатор обращается в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации компании и представляет информацию, необходимую для размещения (опубликования) сведений о ликвидации компании на интернет-портале журнала «Юстиция Беларуси». Обращаем ваше внимание, что такая публикация является обязательной, а услуги по публикации объявления о ликвидации – платными. С заявлением о ликвидации компании ликвидатор предоставляет в регистрирующий орган следующие документы (ч. 1 п. 7 Положения о ликвидации):

1) решение о ликвидации (при необходимости с переводом на русский или белорусский языки);

2) легализованную выписку из торгового реестра страны учреждения (иное равное доказательство юридического статуса организации) либо нотариально заверенную копию такого документа (если собственником имущества (учредителями, участниками) является иностранная организация). Указанный документ представляется с переводом на русский или белорусский языки.

3) документ, подтверждающий оплату услуг за публикацию объявления о ликвидации.

Шаг №3 – уведомить заинтересованных лиц о ликвидации компании.

К заинтересованным лицам в указанном случае относятся государственные органы, кредиторы и работники компании (если таковые имеются на момент ликвидации компании).

 

Государственные органы.

Если ликвидируемая компания создавалась до 01.02.2009, то есть до вступления в силу Декрета № 1, о том, что принято решение о ликвидации, необходимо письменно уведомить:

  • орган ФСЗН Министерства труда и социально защиты населения Республики Беларусь по месту постановки на учет – в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (абз. 11 п. 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов);
  • ИМНС Республики Беларусь по месту постановки на учет – не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения (подп. 1.9.3 п. 1 ст. 22 НК). Уведомить налоговую инспекцию нужно по установленной форме.

Если ликвидируемая компания создавалась после 01.02.2009, то обязанность направлять такие уведомления у компании отсутствует.

 

Работники.

Прежде чем работники будут уволены в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 42 ТК), ликвидатор (ликвидационная комиссия) должен письменно предупредить их о предстоящем увольнении за 2 месяца до этого. Работников необходимо уведомлять в данном случае за более продолжительный срок, если такой срок предусмотрен в коллективном договоре, соглашении (ч. 3 ст. 43 ТК). Предупреждение работников о предстоящем увольнении может быть заменено с их согласия денежной компенсацией в размере не менее двухмесячного среднего заработка (ч. 5 ст. 43 ТК).

В случае, если работники в связи с ликвидацией высвобождаются массово, то об этом следует также уведомить орган по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения ликвидируемой компании:

  • не позднее 3 месяцев до возможных массовых высвобождений работников (абз. 3 ч. 1 ст. 21 Закона о занятости);
  • за 2 месяца до фактического высвобождения работников (абз. 4 ч. 1 ст. 21 Закона о занятости).

 

Кредиторы.

О нахождении компании в процессе ликвидации необходимо письменно уведомить ее кредиторов (ч. 3 п. 1 ст. 59 ГК). Форма такого уведомления не установлена законодательством, но в уведомлении целесообразно отразить всю информацию, необходимую кредитору для предъявления требования к ликвидируемой компании.

Кроме того, эти сведения, а также информация о порядке и сроках заявления кредиторами ликвидируемой организации своих требований подлежат размещению на сайте www.justbel.info и публикуются в приложении к журналу «Юстиция Беларуси» (ч. 2 п. 1 ст. 59 ГК, ч. 1 п. 12 Положения о ликвидации). Сведения для публикации подает не ликвидируемая компания, а сам регистрирующий орган (ч. 1 п. 4 Инструкции № 1164).

Шаг № 4 – подать «ликвидационную отчетность».

После подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации необходимо подать «ликвидационную отчетность», а именно:

а) в течение 5 рабочих дней в налоговую представить декларацию (расчет) за истекший налоговый период и (или) за промежуток времени с начала текущего налогового периода по день подачи заявления о ликвидации (включительно). При этом рассчитаться с налоговой необходимо не позднее 22-го числа следующего месяца (абз. 1 и 2 п. 1 ст. 44 НК);

б) в течение 15 рабочих дней в территориальное подразделение РУП «Белгосстрах» подать отчет по ликвидации (абз. 4 ч. 1 п. 34 Положения N 538).

Шаг № 5 – совершить действия, направленные на утверждение промежуточного ликвидационного баланса.

В течении, как правило, минимум 2 месяцев с момента опубликования сведений о ликвидации организации на сайте justbel.info (ч. 3 п. 12 Положения о ликвидации, ч. 2 п. 1 ст. 59 ГК), ликвидатор (ликвидационная комиссия) принимает требования кредиторов компании.

После истечения срока предъявления требований кредиторов, у ликвидатора (ликвидационной комиссии) появляется обязанность составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отразить сведения о (ч. 1 п. 2 ст. 59 ГК):

  • составе имущества ликвидируемой компании;
  • перечне предъявленных кредиторами требований;
  • результатах рассмотрения таких требований.

Ввиду того, что в промежуточном ликвидационном балансе необходимо отразить сведения о составе имущества, то при ликвидации компании перед составлением промежуточного ликвидационного баланса, соответственно, нужно проводить инвентаризацию ее активов и обязательств (абз. 2 п. 2 ст. 13 Закона № 57-З, абз. 5 ч. 1 п. 6 Инструкции № 180). Отметим, что инвентаризация проводится в установленном законодательством порядке.

Обращаем ваше внимание, что такой баланс должен утверждаться собственником имущества (учредителями, участниками) компании (ч. 2 п. 2 ст. 59 ГК). В течение 2 рабочих дней со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса его заверенную копию необходимо представить в налоговый орган (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК).

Шаг № 6 – произвести расчет с кредиторами.

Расчеты с кредиторами ликвидируемой организации осуществляется в порядке очередности, установленной ч. 1 п. 1 ст. 60 ГК, в соответствии с промежуточным балансом (п. 4 ст. 59 ГК). При этом требования кредиторов каждой следующей очереди осуществляются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 60 ГК).

Обращаем внимание на то, что в процедуре ликвидации государственные органы (ИМНС Республики Беларусь, ФСЗН Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь по месту постановки на учет, территориальное подразделение РУП «Белгосстрах», таможенные органы) должны предоставить справки об отсутствии задолженности перед бюджетом и РУП «Белгосстрах» у ликвидируемой компании в регистрирующий орган. Ввиду необходимости составления указанных справок, как правило, указанные государственные органы и организации начинают проверки в отношении ликвидируемой организации по вопросам соблюдения соответствующего законодательства, которые могут длиться дольше срока, установленного для принятия требования кредиторов, к которым относятся в том числе и государственные органы.

В результате проведения указанных проверок, ликвидируемой компании могут быть доначислены к уплате налоги и взносы, в связи с чем советуем удовлетворять требования кредиторов четвертой очереди, выплаты которым производятся после выплаты задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, после завершения указанных проверок, но не менее чем по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (п. 4 ст. 59 ГК).

Шаг №7 – совершить действия, направленные на утверждение ликвидационного баланса.

После расчета с кредиторами ликвидатор (ликвидационная комиссия) повторно производит инвентаризацию активов и обязательств (в результате такой инвентаризации не должно быть выявлено каких-либо обязательств по уплате кредиторской задолженности, так как к моменту составления окончательного ликвидационного баланса все расчеты с кредиторами должны быть завершены).

Помимо инвентаризации активов и обязательств, необходимо также провести инвентаризацию неиспользованных бланков документов с определенной степенью защиты (ч. 1 п. 22 Инструкции о бланках). По результатам инвентаризации неиспользованных бланков составляется акт списания бланков (ч. 1 п. 22 Инструкции о бланках), который необходимо представить в налоговую инспекцию не позднее следующего рабочего дня после его утверждения.

По факту проведения инвентаризации ликвидатор (ликвидационная комиссия) составляет ликвидационный баланс, который подписывается ликвидатором (всеми членами ликвидационной комиссии) и утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) ликвидируемой компании (п. 5 ст. 59 ГК, абз. 2 ч. 1 п. 13 Положения о ликвидации).

В течение 2 рабочих дней после дня утверждения ликвидационного баланса его заверенную копию необходимо представить в налоговую инспекцию (подп. 1.13 п. 1 ст. 22 НК).

Шаг №8 – произвести расчеты с собственником имущества (учредителями, участниками).

Имущество ликвидируемой компании, которое осталось после удовлетворения требований ее кредиторов, передается собственнику имущества (учредителям, участникам) такой компании (п. 7 ст. 59 ГК). На практике подлежащее передаче указанным лицам имущество оценивается исходя из данных окончательного ликвидационного баланса,

Обращаем ваше внимание, что если ликвидируемая компания передает оставшееся имущество собственнику – физическому лицу, ликвидируемая компания будет выступать налоговым агентом по уплате подоходного налога с физического лица в размере 13% от стоимости переданного имущества.

Шаг №9 – сдать документы в архив.

Ликвидатору (ликвидационной комиссии) необходимо сдать все документы ликвидируемой компании в территориальный архив местного исполнительного и распорядительного органа. В числе таких документов обязательно должны быть учредительные документы компании, а также документы по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда ее работников (абз. 4 ч. 1 п. 16 Положения о ликвидации, ч. 4 ст. 19, ч. 7 ст. 13 Закона об архиве). По факту передачи документов, оформленных в установленном законодательством порядке, соответствующий архив представляет сведения о сдаче на хранение документов ликвидируемой компании.

Шаг №10 – предоставить в регистрирующий орган все необходимые документы для исключения компании из ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Ликвидатору (ликвидационной комиссии) в регистрирующий орган нужно представить (ч. 1 п. 13, абз. 2 ч. 1 п. 16 Положения о ликвидации):

  • ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками);
  • оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

Ввиду того, что сведения о сдаче на хранение документов ликвидируемой компании территориальных архив передает, как правило, ликвидатору (ликвидационной комиссии), указанные сведения необходимо также предоставить регистрирующему органу.

После предоставления всех указанных документов ликвидатором (ликвидационной комиссии) в регистрирующий орган, а также после того, как налоговые органы, органы ФСЗН Министерства труда и социальной защиты, таможенные органы, РУП «Белгосстрах» (его обособленное подразделение) предоставят регистрирующему органу документы, подтверждающие отсутствие задолженности у ликвидируемой компании, регистрирующим органом будет принято решение об исключении компании из ЕГР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Несмотря на то, что указанная процедура может показаться длительной и сложной, все же советуем самостоятельно к ней прибегнуть (в том числе с нашей помощью), а не «забрасывать компанию в долгий ящик» по двум простым причинам:

  • в случае, если указанную процедуру инициирует регистрирующий или налоговый орган в связи с неосуществлением предпринимательской деятельности, ваша компания «подвиснет» на неопределенный срок, а собственники имущества (учредители, участники) такой компании будут ограничены в праве создавать новые компании, а также приобретать уже имеющиеся, и, соответственно, ваши намерения на какой-либо новый бизнес в рамках законодательства будут нереализуемыми;

 

  • в случае, если компания будет «оставлена» с задолженностью перед кем-либо, кредитор сможет инициировать в будущем процедуру банкротства, что влечет за собой в том числе ограничение в праве создавать новые компании, а также приобретать уже имеющиеся не только на срок проведения процедуры банкротства (от 7 месяцев до 2 лет), но и в течении года после завершения указанной процедуры. Кроме того, такая процедура будет сопровождена излишним вниманием к собственникам имущества (учредителям, участникам) со стороны антикризисного управляющего и экономического суда по вопросам факта банкротства компании и причинам такого состояния.
Услуги по ликвидации юридического лица в Минске.

Получите бесплатную юридическую консультацию по вопросам ликвидации!

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь с условиями "Политики конфиденциальности"

г. Минск, ул. Берута, 3Б

офис 606, БЦ "Пушкинский"

Звоните: пн-пт с 9:00 до 18:00